На мировом страховом рынке происходит резкое падение цен на услуги в имущественном страховании. Однако ситуация должна измениться. Потери акционеров страховых компаний стали настолько серьезны, что переход страховщиков на качественно новый уровень деятельности просто неизбежен. И связан он должен быть в первую очередь с обшей интеграцией финансовых услуг. Действительно, на страховые рынки сегодня выходят компании, действующие как в области финансового сектора (банки, инвестиционные компании), так и работающие в совершенно других секторах экономики (автосалоны, торговые организации, транспортно-перевозочные компании). Простейший пример: транспортные компании вместе с услугами по перевозке грузов активно предлагают страхование грузов. К наиболее популярным смешанным страховым продуктам можно отнести долгосрочное страхование жизни, предоставление услуг по ремонту автомобилей в автостраховании, а также пенсионное страхование. Потребность в «финансовых супермаркетах» очевидна, а значит, страховщикам сегодня наиболее целесообразно искать выход в создании альянсов с банками и универсальными провайдерами финансовых услуг. При-мерами могут служить такие интернет-порталы, как Quicken Wingspan.com, которые уже сегодня предлагают многочисленные финансовые продукты – от страховых полисов до банковских кредитов. При этом страховщики обязательно столкнутся с двумя проблемами. Во-первых, далеко не все компании смогут попасть на такие порталы, поскольку возрастает значение репутации, а значит, и отбор партнеров становится все более жестким. А во-вторых, может возрасти ценовая конкуренция. Дело в том, что, например, на Wingspan.com свои услуги предлагают уже двадцать восемь страховых компаний. Потребители там имеют возможность выбора между страховщиками с точки зрения сочетания цены и качества. В России уже появились попытки интеграции банков и страховых компаний в виде ряда совместных проектов по продаже страховых продуктов через сеть банковских филиалов. Однако вопрос диверсификации предлагаемых продуктов не так остро стоит перед российскими страховщиками, поскольку в России пока еще есть неудовлетворенный спрос на классические страховые продукты. Сегодня российские страховщики в отличие от западных имеют уникальное преимущество: комбинировать и продавать на российском рынке как классические, так и новые страховые и финансовые продукты. По прогнозам специалистов наибольшие перспективы роста имеют массовые (такие, как страхование автомобилей), понятные (страхование от пожаров) и необходимые (автогражданская ответственность) виды страхования. Объемы деятельности в различных видах страхования гражданской ответственности будут расти в геометрической прогрессии, как только люди поверят в возможность взыскать через суд причиненный ущерб. По некоторым данным, на сегодняшний день в России застраховано только около пяти процентов всего имущества, подлежащего страхованию. Несомненно, этот показатель будет расти с увеличением объемов производства, размеров прямых инвестиций в экономику России и ростом доверия к страховым компаниям.